Можно ли включить паушальный взнос и роялти в состав расходов (УСН)?

Можно ли включить паушальный взнос и роялти в состав расходов (УСН)?

О возможности учета в качестве расходов платежей по паушальному взносу (фиксированному разовому платежу)

В соответствии с пп. 2.1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы, включая расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Указанный перечень объектов является исчерпывающим, поэтому паушальный взнос за предоставление права на использование товарного знака нельзя учитывать в качестве расходов. Данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 03-11-06/2/7122, в котором указано, что включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы, сумм, уплачиваемых за приобретение права на публичный показ (демонстрацию) кинофильмов не периодическими (текущими) платежами, а единовременно, ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено. Несмотря на то, что в указанное письмо посвящено публичному показу (демонстрацию) кинофильмов, оно также применимо к товарным знакам, так как они тоже отсутствуют в указанном перечне.

Однако в связи с тем, что по договору коммерческой концессии зачастую также предоставляется секрет производства (ноу-хау) и право использования программного обеспечения, паушальный взнос можно учесть в качестве расходов на эти объекты. Обоснованием такого учета будет указание на то, что паушальный взнос уплачивается именно за предоставление секрета производства (ноу-хау) и права использования программного обеспечения, роялти же уплачивается за предоставления права использования товарного знака и иные объекты по договору коммерческой концессии, кроме секрета производства (ноу-хау) и программное обеспечение. Для произведения такого учета расходов необходимо выделить платежи по договору за указанные объекты. 

Если исключительные права на программное обеспечение принадлежат правообладателю, то можно указать её наименование в целях идентификации. Если же правообладатель сам использует программное обеспечение по лицензионному договору, то идентифицировать её стоит только в случае, если по указанному договору имеется возможность заключать сублицензионные договоры, в противном случае возникнет риск предъявления претензий со стороны обладателя исключительных прав на программное обеспечение.

Пользователь учитывает паушальный взнос по счету «расходов будущих периодов» (счет 97) (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).

Паушальный взнос списывается на протяжении срока действия договора (абз. 2 п. 39 Приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)».

О возможности учета в качестве расходов платежей по роялти (периодические платежи)

Согласно пп. 32 ст. 346.16 НК РФ в расходы включаются периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы).

В связи с указанной нормой, платежи по роялти можно учитывать в качестве расходов для целей налогообложения, в том числе за предоставление права на использование товарного знака. 

Для такого учета, как указывалось выше, в договор необходимо внести изменения, согласно которым роялти уплачивается за предоставление права на использование товарного знака и иные объекты, права использования которых предоставляется пользователю, кроме секрета производства (ноу-хау) и программного обеспечения.

Учет перечислений по роялти производится по счету расчетов «расчетов с поставщиками и подрядчиками» (счет 60) или «с разными дебиторами и кредиторами» (счет 76) (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).

Платежи по роялти должны включаться пользователем в расходы отчетного периода (абз. 2 п. 39 Приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)»).

О возможности учитывать в качестве расходов маркетинговые взносы 

В соответствии с пп. 20 ст. 346.16 НК РФ для целей налогообложения учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

К расходам организации на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ относятся: 

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

 

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

При этом следует учитывать, что согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» этот закон не распространяется на:

  • политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
  • информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным;
  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  • на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

 

Вышеуказанное не является рекламой, в связи с чем такие расходы не подлежат учету. Эта позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/135.

Если маркетинговый взнос включает в себя только рекламные расходы, то его можно учесть в целях налогообложения (рекомендуем включить в договор указание на что именно перечисляется маркетинговый взнос). 

Пошлину за государственную регистрацию предоставления права использования товарного знака нельзя учесть в качестве расходов, так как такой вид расходов не указан в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эта позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/66 (в письме даны разъяснения по отношению к лицензионному договору, но они также применимы к договору коммерческой концессии). 

Кирилл Балак
Юрисконсульт по судебной работе
Источник:
https://abplaw.ru/
Возврат к списку статей
10.01.2024
Особенности применения квазикорпоративного договора
Особенности применения квазикорпоративного договора
12.12.2023
Безотзывная доверенность в корпоративной сфере
Безотзывная доверенность в корпоративной сфере
10.10.2023
Несколько правил о том, как выйти из тупиковых ситуаций с помощью корпоративного договора
Несколько правил о том, как выйти из тупиковых ситуаций с помощью корпоративного договора
10.10.2023
К чему приводят корпоративные споры
К чему приводят корпоративные споры