О возможности учета в качестве расходов платежей по паушальному взносу (фиксированному разовому платежу)
В соответствии с пп. 2.1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы, включая расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Указанный перечень объектов является исчерпывающим, поэтому паушальный взнос за предоставление права на использование товарного знака нельзя учитывать в качестве расходов. Данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 03-11-06/2/7122, в котором указано, что включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы, сумм, уплачиваемых за приобретение права на публичный показ (демонстрацию) кинофильмов не периодическими (текущими) платежами, а единовременно, ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено. Несмотря на то, что в указанное письмо посвящено публичному показу (демонстрацию) кинофильмов, оно также применимо к товарным знакам, так как они тоже отсутствуют в указанном перечне.
Однако в связи с тем, что по договору коммерческой концессии зачастую также предоставляется секрет производства (ноу-хау) и право использования программного обеспечения, паушальный взнос можно учесть в качестве расходов на эти объекты. Обоснованием такого учета будет указание на то, что паушальный взнос уплачивается именно за предоставление секрета производства (ноу-хау) и права использования программного обеспечения, роялти же уплачивается за предоставления права использования товарного знака и иные объекты по договору коммерческой концессии, кроме секрета производства (ноу-хау) и программное обеспечение. Для произведения такого учета расходов необходимо выделить платежи по договору за указанные объекты.
Если исключительные права на программное обеспечение принадлежат правообладателю, то можно указать её наименование в целях идентификации. Если же правообладатель сам использует программное обеспечение по лицензионному договору, то идентифицировать её стоит только в случае, если по указанному договору имеется возможность заключать сублицензионные договоры, в противном случае возникнет риск предъявления претензий со стороны обладателя исключительных прав на программное обеспечение.
Пользователь учитывает паушальный взнос по счету «расходов будущих периодов» (счет 97) (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Паушальный взнос списывается на протяжении срока действия договора (абз. 2 п. 39 Приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)».
О возможности учета в качестве расходов платежей по роялти (периодические платежи)
Согласно пп. 32 ст. 346.16 НК РФ в расходы включаются периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы).
В связи с указанной нормой, платежи по роялти можно учитывать в качестве расходов для целей налогообложения, в том числе за предоставление права на использование товарного знака.
Для такого учета, как указывалось выше, в договор необходимо внести изменения, согласно которым роялти уплачивается за предоставление права на использование товарного знака и иные объекты, права использования которых предоставляется пользователю, кроме секрета производства (ноу-хау) и программного обеспечения.
Учет перечислений по роялти производится по счету расчетов «расчетов с поставщиками и подрядчиками» (счет 60) или «с разными дебиторами и кредиторами» (счет 76) (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Платежи по роялти должны включаться пользователем в расходы отчетного периода (абз. 2 п. 39 Приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)»).
О возможности учитывать в качестве расходов маркетинговые взносы
В соответствии с пп. 20 ст. 346.16 НК РФ для целей налогообложения учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
К расходам организации на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ относятся:
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
При этом следует учитывать, что согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» этот закон не распространяется на:
Вышеуказанное не является рекламой, в связи с чем такие расходы не подлежат учету. Эта позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/135.
Если маркетинговый взнос включает в себя только рекламные расходы, то его можно учесть в целях налогообложения (рекомендуем включить в договор указание на что именно перечисляется маркетинговый взнос).
Пошлину за государственную регистрацию предоставления права использования товарного знака нельзя учесть в качестве расходов, так как такой вид расходов не указан в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эта позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/66 (в письме даны разъяснения по отношению к лицензионному договору, но они также применимы к договору коммерческой концессии).