Государственный контроль за использованием олимпийских символов
Найробский договор об охране олимпийского символа, который подписан Российской Федерацией, налагает на государства-участники обязательство «отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего их олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного олимпийского комитета».
Во исполнение указанного договора в Российской Федерацией отказывают в регистрации товарных знаков, содержащих олимпийские символы (без согласия МОК). В настоящее время, например, правообладателем товарного знака № 458991 «Игры XXII Олимпиады Москва 1980 г.» является МОК, зарегистрированы и другие товарные знаки № 609691, № 787298, № 1026243, № 1019494, № 1128499, № 1056066, № 1128501.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12.2007 N 310-ФЗ, использование олимпийской символики, в том числе, для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего соглашения с МОК.
При этом согласно ч. 1 этой статьи под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр.
В ст. 14.10. КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (для юридических лиц - от 50 000 до 200 000 рублей с конфискацией), а также за производство с целью сбыта и реализацию подобной продукции (для юридических лиц – 5-кратный размер стоимости, но не менее 100 000 рублей с конфискацией контрафактной продукции).
Примеры из судебной практики:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2018 по делу №А60-37334/2018:
На момент обследования объекта магазин «Планета Одежда-Обувь» осуществлялась реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, а именно имелся в продаже спортивный костюм детский RUSSIAN. Костюм имеет нашивки белого цвета с изображением на них олимпийской символики в виде пяти переплетающихся колец одинакового размера (цветовая гамма изображения колец - синяя, черная, красная, желтая, зеленая). Ответственность в виде предупреждения.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2020 по делу № А21-8976/2020:
В ходе таможенного досмотра было выявлено, что товар №5 «игрушка - бинокль из пластмассы» маркирован изобразительным товарным знаком «Олимпийские кольца». Товар конфискован, вынесено предупреждение.
Следует обратить внимание, что в последние годы практика привлечения к административной ответственности за нарушение прав на товарные знаки, ассоциирующимися с олимпийскими играми, является редкой и связана с попытками ввоза товаров, содержащих соответствующую символику на территорию РФ либо её реализацией.
Исключением является новая тенденция предъявления требований ФНС к юридическим лицам о смене фирменного наименования. Например, в Решении Арбитражного суда Московской области от 25.12.2020 по делу № А41-32954/2020 суд обязал ООО «ОЛИМПИК» сменить наименование на отличное, не ассоциирующееся с олимпийскими играми.