Государственный контроль за использованием олимпийских символов

Государственный контроль за использованием олимпийских символов

Государственный контроль за использованием олимпийских символов

Найробский договор об охране олимпийского символа, который подписан Российской Федерацией, налагает на государства-участники обязательство «отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего их олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного олимпийского комитета».

Во исполнение указанного договора в Российской Федерацией отказывают в регистрации товарных знаков, содержащих олимпийские символы (без согласия МОК). В настоящее время, например, правообладателем товарного знака № 458991 «Игры XXII Олимпиады Москва 1980 г.» является МОК, зарегистрированы и другие товарные знаки № 609691, № 787298, № 1026243, № 1019494, № 1128499, № 1056066, № 1128501.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12.2007 N 310-ФЗ, использование олимпийской символики, в том числе, для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего соглашения с МОК.

При этом согласно ч. 1 этой статьи под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр.

В ст. 14.10. КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (для юридических лиц - от 50 000 до 200 000 рублей с конфискацией), а также за производство с целью сбыта и реализацию подобной продукции (для юридических лиц – 5-кратный размер стоимости, но не менее 100 000 рублей с конфискацией контрафактной продукции).

Примеры из судебной практики:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2018 по делу №А60-37334/2018:

На момент обследования объекта магазин «Планета Одежда-Обувь» осуществлялась реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, а именно имелся в продаже спортивный костюм детский RUSSIAN. Костюм имеет нашивки белого цвета с изображением на них олимпийской символики в виде пяти переплетающихся колец одинакового размера (цветовая гамма изображения колец - синяя, черная, красная, желтая, зеленая). Ответственность в виде предупреждения.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2020 по делу № А21-8976/2020:

В ходе таможенного досмотра было выявлено, что товар №5 «игрушка - бинокль из пластмассы» маркирован изобразительным товарным знаком «Олимпийские кольца». Товар конфискован, вынесено предупреждение.

Следует обратить внимание, что в последние годы практика привлечения к административной ответственности за нарушение прав на товарные знаки, ассоциирующимися с олимпийскими играми, является редкой и связана с попытками ввоза товаров, содержащих соответствующую символику на территорию РФ либо её реализацией.

Исключением является новая тенденция предъявления требований ФНС к юридическим лицам о смене фирменного наименования. Например, в Решении Арбитражного суда Московской области от 25.12.2020 по делу № А41-32954/2020 суд обязал ООО «ОЛИМПИК» сменить наименование на отличное, не ассоциирующееся с олимпийскими играми.

Александр Афонин
Руководитель практики защиты интеллектуальной собственности
Источник:
https://abplaw.ru/
Возврат к списку статей
10.01.2024
Особенности применения квазикорпоративного договора
Особенности применения квазикорпоративного договора
12.12.2023
Безотзывная доверенность в корпоративной сфере
Безотзывная доверенность в корпоративной сфере
10.10.2023
Несколько правил о том, как выйти из тупиковых ситуаций с помощью корпоративного договора
Несколько правил о том, как выйти из тупиковых ситуаций с помощью корпоративного договора
10.10.2023
К чему приводят корпоративные споры
К чему приводят корпоративные споры