В настоящее время действует ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ, которым вводится понятие цифровая валюта (электронные данные, которые могут использоваться в качестве средства платежа, но не являются денежной единицей), производится разграничение с понятием «цифровых финансовых активов» (аналоги security token и stable coins), а также вводятся отдельные ограничения в обороте (запрет российском компаниям принимать в качестве оплаты за товары или услуги, судебная защита только при условии декларирования и т.д.).
При этом в вопросе регулирования законодатель ограничивается отсылкой на то, что выпуск и обращения цифровой валюты будут регулироваться отдельным федеральным законом, который не удается принять уже в течении почти двух лет.
Также не принят и ряд других законопроектов в этой сфере: «О майнинге в Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (закон об NFT), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав» и т.д.
В настоящий момент создана ситуация, когда криптовалюта находится в так называемой «серой зоне» правового регулирования – платить налоги с доходов полученных от продажи криптовалюты уже необходимо (криптовалюта приравнена к имуществу), расчёты в национальной валюте по сделкам купли-продажи криптовалюты подлежат особому контролю с позиции банков и финансовых учреждений, однако при этом даже Центральный банк и Министерство Финансов РФ в ответе на множество направляемых запросов участниками рынка не может однозначно указать на то, что операции с криптовалютой запрещены.
Таким образом, речь должна идти не о «легализации» криптовалюты, поскольку общего запрета на операции с криптовалютой не установлено, а об «адекватном правовом регулировании». Такое регулирование действительно требуется, однако представляется, что оно не должно быть излишним.
Например, для операторов выпуска и обращения цифровых финансовых активов были установлены настолько сложные требования, что до настоящего момента на сайте Центрального банка отсутствуют сведения о том, что хотя бы одной организации удалось им соответствовать: https://www.cbr.ru/finm_infrastructure/otsfa/. Если установить аналогичное регулирования для операторов выпуска и обращения цифровой валюты, то итог будет таким же.
Возможность правового регулирования выпуска и обращения цифровой валюты напрямую зависит от возможности контроля со стороны государства за ее обращением, в отсутствие такой технической возможности представляется, что государство должно действовать максимально лояльно – официально разрешить свободный выпуск и обращение криптовалюты на первом этапе без соблюдения особых требований, для держателей ограничиться обязанностью по оплате налогов по льготным ставкам.