Ответы на самые частые вопросы по товарным знакам

Ответы на самые частые вопросы по товарным знакам

Что такое товарный знак? 

Товарный знак - это средство индивидуализации для товаров или услуг, зарегистрированное в установленном порядке. Товарный знак, простыми словами, является современной формой клейма кузнеца, который тот ставил на своих изделиях в качестве подтверждения источника происхождения и высоких определенных качеств.

В России товарные знаки регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности через уполномоченную организацию – Федеральный институт промышленной собственности.

Правовая охрана товарных знаком распространяется на всю территорию страны. Также существуют международные товарные знаки, правовая охрана которых предоставляется на территории нескольких стран. 

Товарные знаки регистрируются и охраняются для конкретных групп товаров, разделенных согласно МКТУ (международной классификации товаров и услуг).

Наиболее распространены следующие виды товарных знаков:

  • Словесные. Состоят из слов, слово- и буквосочетаний, предложений, их сочетаний. Выполняются на русском, английском либо другом языке. Примеры — «НТВ», «Известия», «Авито», «Умка» и т.д.
  • Изобразительные. Состоят только из изображений, без текста. Примеры —изображения животных, природы и предметов, абстрактные композиции, фигур.
  • Комбинированные. Состоят из словесных и изобразительных элементов.

Гораздо реже встречаются товарные знаки:

  • Объемные. Состоят из о трехмерных объектах, фигурах, комбинациях фигур и линий в пространстве. Примеры — стакан кофе Starbucks или стойка с Chupa Chups.
  • Изменяющиеся (мультимедийные). Товарный знак данного вида — это изображение, меняющееся при определенных условиях. Пример - изменяющийся товарный знак ООО «Яндекс» - 0 баллов. 

Экзотическими являются остальные типы товарных знаков: звуковые (фрагменты музыкальных произведений и всевозможные), осязательные (тактильный товарный знак компании Underberg, выполненный шрифтом Брайля), обонятельные (мятный аромат фармацевтическая компания Hisamitsu Pharmaceutical Co.), вкусовые, позиционные, голографические. Перечень типов товарных знаков носит научно-практический характер, не закреплена в законе и не является исчерпывающей. 

Кому нужен товарный знак и для чего?

Согласно действующему законодательству, наличие зарегистрированного товарного знака не требуется для занятий определенными видами предпринимательской деятельности, однако, на практике в некоторых сферах осуществление деятельности без него затруднительно. Например, маркетплейсы Wildberries или OZON требуют наличие товарного знака либо поданной заявки на регистрацию товарного знака.

Товарный знак рекомендуется регистрировать любым проектам, показавшим доходность, а также стартапам, требующим существенных инвестиций, еще до выхода продукта на рынок для защиты от патентных троллей. Последними называют лиц, специализирующихся на регистрации чужих обозначений либо не занятых обозначений исключительно для целей последующей продажи и без цели их реального использования для ведения предпринимательской деятельности.

Инструкция по регистрации товарного знака:

Шаг 1. Проверить товарный знак на уникальность. Проверить возможно с использованием платных и бесплатных баз данных. Бесплатные базы данных ищут только по словесным запросам, а также не учитывают недавно поданные заявки. Можно заказать платный поиск, в том числе в Федеральном институте промышленной собственности.

Шаг 2. Оплатить первую часть пошлины. Оплата за подачу заявки (3500 руб. + 1000 руб. за каждый из классов МКТУ, свыше 5) и за проведение формальной экспертизы документов (11 500 руб. + 2500 руб.  за каждый из классов МКТУ, свыше 1).

Шаг 3. Заполнить и подать заявку. Образцы заявки размещаются на сайте Роспатента. Заявка может быть подана в бумажном и электронном с использованием электронной цифровой подписи. Во втором случае, срок рассмотрения заявки обычно сокращается, также предоставляется скидка на оплату пошлины в размере 30 %.

Шаг 4. Проверять наличие запросов из Федерального института промышленной собственности о наличии недостатках и требованиях по их устранению, об уплате пошлин за следующий этап регистрации и т.д. В случае наличие противопоставленного обозначения имеющего более ранний приоритет предоставлять возражения.

Шаг 5. После получения положительного заключения оплатить вторую часть пошлины за регистрацию товарного знака (16000 руб. + 1000 руб. за каждый из классов МКТУ, свыше 5), а также за выдачу бумажного свидетельства при необходимости (2000 руб.).

Шаг 6. Получить решение о регистрации товарного знака. 

Сколько стоит зарегистрировать товарный знак самозанятым?

Регистрация товарного знака самозанятым пока что не предусмотрена законом. Законопроект находится на подписании у Президента РФ, при этом каких-либо специальных норм устанавливающих порядок оплаты пошлин для регистрации товарного знака не установлено.

Можно ли зарегистрировать товарный знак бесплатно? 

Нет, в то же время, льготы при оплате пошлин за регистрацию товарных знаков, кроме скидки 30 % за электронную подачу не предусмотрены.

Какие гарантии и преимущества дает регистрация товарного знака? 

  • Подтверждает приоритет и позволяет защититься от патентных троллей,
  • Позволяет защититься лиц, копирующих обозначение и вводящих потребителей в заблуждение, в том числе конкурентов.
  • Позволяет взыскать компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 руб. за каждый факт нарушения, признать товары, на которых незаконно размещен товарный знак контрафактными и подлежащими уничтожению, а также ставить вопрос о привлечение к уголовной ответственности согласно ст. 180 УК РФ.
  • Позволяет правообладателю использовать знак охраны товарного знака рядом с товарным знаком ®.
  • Позволяет владельцу зарегистрированного национального товарного знака подавать заявку на регистрацию международного товарного знака по процедуре Мадридского Соглашения и Протокола.
  • Позволяет владельцу внести свой товарный знак в таможенный Реестр и тем самым запретить ввоз через границу России контрафактных товаров, маркируемых товарным знаком.
  • Позволяет владельцу товарного знака запретить использование в сети Интернет доменных имен в зоне .RU схожих до степени смешения для продажи аналогичных товаров
  •  

В чем разница между товарным знаком и логотипом?

«Товарный знак» — юридический термин, который применяется к любым зарегистрированным обозначениям (текстовым, графическим, комбированным и т.д.). Термин «логотип» используется в обыденной речи, а также дизайнерами для наименования преимущественно графической части обозначения, которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, а может не быть зарегистрировано.

Александр Афонин
Руководитель практики защиты интеллектуальной собственности
Источник:
https://www.kp.ru/expert/finansy/registratsiya-tovarnogo-znaka-samozanyatym/
Возврат к списку статей
10.01.2024
Особенности применения квазикорпоративного договора
Особенности применения квазикорпоративного договора
12.12.2023
Безотзывная доверенность в корпоративной сфере
Безотзывная доверенность в корпоративной сфере
10.10.2023
Несколько правил о том, как выйти из тупиковых ситуаций с помощью корпоративного договора
Несколько правил о том, как выйти из тупиковых ситуаций с помощью корпоративного договора
10.10.2023
К чему приводят корпоративные споры
К чему приводят корпоративные споры