С 1 сентября 2022 г. в ФЗ «О рекламе» добавляется ст. 18.1, устанавливающая порядок передачи, хранения и учета рекламных материалов, размещаемых сети Интернет, в том числе обязательную маркировку рекламы.
На кого распространяются изменения?
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие рекламу, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор при в следующих случаях, установленных в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 2022 г. № 948:
Предоставление осуществляется через оператора рекламных данных - владельца ПО, предназначенного для установления факта распространения рекламы в сети Интернет, уполномоченного осуществлять учет рекламы в сети Интернет и предоставлять информацию.
Роскомнадзор устанавливает требования к ПО, используемому операторами рекламных данных. Согласно Приказу Роскомнадзора от 11 апреля 2022 г. № 64 такое ПО, в частности, должно:
а) принадлежать оператору рекламных данных;
б) обеспечивать сохранность получаемой и передаваемой с его использованием информации, иметь защиту от преднамеренных и непреднамеренных информационных воздействий;
в) соответствовать требованиям законодательства о защите информации и о персональных данных;
г) включать комплект встроенной службы поддержки для рекламодателей, рекламораспространителей или операторов рекламных систем, взаимодействующих с оператором рекламных данных при предоставлении информации о распространении рекламы в сети Интернет, включая непосредственно рекламу, по вопросам использования ПО;
д) распространяться на территории Российской Федерации свободно.
Отбор оператора рекламных данных и ведения их реестра осуществляет Роскомнадзор.
Оператор рекламных данных обязан передать в Роскомнадзор информацию, которую третьи лица предоставили оператору. Порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных устанавливается Правительством Российском Федерации.
Роскомнадзор при необходимости осуществляет взаимодействие с антимонопольным органом по вопросам отнесения к рекламе информации, распространенной в сети Интернет.
Срок хранения информации составляет 5 лет.
Рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы вправе получить доступ к имеющейся у Роскомнадзора информации, непосредственно касающейся их прав и обязанностей о распространенной в сети Интернет рекламе, в составе и порядке, утвержденными надзорным органом.
Реклама, распространяемая в сети Интернет, за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта, содержащую информацию о рекламодателе такой рекламы.
Распространение рекламы в сети Интернет допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора.
В настоящее время на статус операторов рекламных данных претендуют семь российских компаний: Медиаскаут (МТС), OЗОН-ОРД, ОРД-А (AmberData), ОРД-Лаборатория разработки (СБЕР), Первый ОРД («Вымпелком»), «Яндекс» и VK. Количество ОРД в законе не ограничено. Сведения о выбранных Роскомнадзором организациям пока не опубликованы.